|
Дубовую клепку для изготовления бочек вагонами отправляли во Францию. Музыкальные инструменты, изготов- ленные чувашскими мастерами, продавали и в столичных магазинах. |
|
Продукция предприятий Чувашии. |
|
Чебоксарская улица конца XIX века. |
|
Бедняки |
Середняки |
Очень богатых крестьян в чувашских деревнях бы- ли единицы |
|
|
Продажа яиц. На торговле яйцами многие купцы сделали себе состояние, но крестьяне, у которых был куплен этот продукт, получали копейки. |
|
Многие чуваши, в том числе и женщины, бурлачили.
Сотни чувашей работали на уральских заводах. |
Некоторые купцы Чувашии часть своих доходов направляли на благотворительность. Крупнейшими меценатами были братья Таланцевы из г. Ядрин.
|
На рисунке один из братьев, приехавший
в школу, построенную на его средства, знакомится с учениками, проверяет их знания, выясняет нужды школы.
|
В конце XIX века в городах Чувашии становилось все больше заводов и мастерских. В основном это были предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции: мельницы, маслобойки, спиртовые, лесопильные заводы. Но, по сравнению с другими регионами России, промышленность в Чувашии была развита очень слабо.
Росло и количество людей в городах. Но чувашей среди них было всего 4%. Подавляющее большинство чувашей оставалось крестьянами. Больше половины жили в крайней бедности. Более-менее зажиточные составляли около 10%, середняки — 35%. Чтобы как-то прожить и платить высокие налоги, чуваши искали работу на стороне (а в это время всю мужскую работу по обработке земли и урожая приходилось выполнять женщинам, старикам, детям), продавали за бесценок продукты питания (хлеб, яйца), свои ремесленные изделия.
Очень мало было купцов и промышленников из чувашей, появились они лишь во 2-й половине XIX века.
|
▼ |
|
|
|
Вывозили в основном лес, хлеб, скот, яйца, мед, хмель. |
Среди чувашей почти не было грамотных, просвещенных людей. Правительство старалось держать народ в невежестве, ведь такими людьми легче было помыкать. Лишь в XIX веке появились школы для чувашских детей.
Громадную роль в образовании чувашей сыграл Иван Яковлевич Яковлев. Он сумел создать в г. Симбирске школу для подготовки чувашских учителей, которые затем уезжали в деревни, где уже сами создавали школы для чувашей. Из Симбирской школы И. Я. Яковлева вышло около тысячи деятелей культуры и людей, прославивших чувашский народ.
Но все же в целом чувашский край представлял собой отсталый регион России. Как отмечали этнографы тех времен, чуваши отличались своей добротой, бескорыстием и трудолюбием. Всю жизнь занимаясь постоянным и тяжелым трудом, чуваши могли бы жить достаточно обеспеченно, но жили они (как записано в одном документе той эпохи) «хуже, чем домашний скот в хорошем хозяйстве». Одной из причиной тому были чиновники, бессовестно обиравшие, обманывавшие крестьян и, конечно, непомерные налоги. Часто человек унижался только за то, что он чуваш и не понимает государственного языка, не умеет объясняться с властью. Чуваши-крестьяне боялись появления в деревне официального человека и часто, завидев на дороге следы от колес с шинами, старались убежать, спрятаться на время. Все это привело к тому, что в характере чувашей появились такие черты, как неуважение к своему языку, культуре, неверие в будущность. Некоторые чуваши, считая, что все «нечувашское» лучше, стали презрительно относиться к своему народу.
Октябрьская революция круто изменила жизнь чувашей. |
|
В деревенской школе. Обычно в таких школах учились дети разного возраста. |
Они сидели в одном помещении. Девочек было намного меньше, чем мальчиков. |
|
▲Сбор налогов в чувашской деревне.
|
|
|
|